«Самые лучшие актеры, конечно, у Диснея. Плохого актера он просто стирает».Альфред Хичкок
Когда в восемьдесят затертом году я поступил в тогда еще Педагогический Институт имени А.С. Пушкина, из развлечений мне предложили поступить в хор или театр «Резонанс».
Петь в тот момент я умел либо гимн СССР и желательно в большой компании, где можно было только открывать рот, либо матерные частушки в маленькой компании, чтобы чужие люди не услышали. С хором вышел пролет. А в театр еще нужно было попасть. Как оказалось, было это не просто, но оно того стоило.
Упущу то, как учил басню, стих, отрывок прозы, как изгрыз ногти в ожидании решения режиссера.
Расскажу в этой статье о мастерах и друзьях по курсу.
Мастера.
Начну с того, что когда рассказывал стих, выпилил из него две третьи текста. наверное, наблюдая за мной с неба Есенин, а рассказывал я именно его стих «Собаке Качалова», гневно на меня кричал, потому-то после слов «Ведь ты не знаешь, что такое жизнь» я напрочь забыл продолжение и взял саму длинную в мире театральную паузу. Молчал я долго: даже то, что мне подсказывали следующие слова, сложить их в цельный стих у меня не выходило. Заклинило. Все, что я смог выдать это «Она придет, даю тебе поруку». Повторил я эту фразу несколько раз, на что Валерий Дмитриевич Дейнекин сказал:
– Да, Бог с ней, придет, так придет. Оставь ее в покое. Что у тебя есть еще?
Валерий Дмитриевич мог одним взглядом вызвать приступ беспричинной радости и всепожирающего страха. Некоторые его боялись, но при этом все очень любили и не хотели расстроить своими промахами. У каждого из нас он вкладывал огромную часть своей души, знаний, таланта. Он умел найти подход к любому человеку, настроить, вдохновить и развить в человеке самые хорошие качества. Но Мастер рано ушел из жизни. Может и потому, что раздавал себя, всего, без остатка, не жалея. Светлая Вам память, Валерий Дмитриевич.
Несколько слов о втором Мастере, спутнице жизни Валерий Дмитриевича. Ирина Ильинична Федотова (Дейнекина). Чувству юмора, задору ее может позавидовать любой человек. Ирина Ильинична была для нас не женой и помощником режиссера, а, скорее, мудрым другом, который всегда спешил на помощь. Во многом благодаря ее терпению я сыграл несколько ролей в театре – ее помощь в репетициях была просто незаменима. Спасибо Вам за поддержку, помощь, понимание, за то, что «лепили» из меня человека. Много лет жизни и успехов в творчестве.
Друзья по курсу.
Сразу скажу, курс мы были еще тот. Зачетный спектакль своего курса мы с треском провалили. Кто-то забыл слова (если есть сомнения, то это был я), кто-то играл «в пол ноги», кто-то отчаянно лажал. И именно Ирина Ильинична дала нам второй шанс – она помогла нам поставить второй зачетный спектакль. И мы прошли.
Лена Левина, Инна Куценко, Катя Бадиян, Саша Муленко, Андрей Бондарь – наш маленький курс. Мы по-прежнему остаемся друзьями, хоть встречаемся реже, чем хотелось бы.
Из шелка, атласа, фарфоровых игрушек, проволоки, петель, раскрашенных задников, движущихся прожекторов и музыкальных нот, благодаря нашим Мастерам, мы делали свой театр. А зрители с круглыми жадными глазами, рассеянные и надменные, поглощенные мыслями о чем-то другом, ерзающие, зажатые сливались воедино, как косяк рыб, мелькая плавниками, бросались туда или сюда, повинуясь страху или радости.
Мы были не умеющими прощать идеалистами, с желанием все сделать по-своему, но объединяла нас любовь к театру, мастерство и преданность Валерия Дмитриевича и Ирины Ильиничны.
У нас было много интересного: у каждого свой первый спектакль, первые гастроли, первые провалы и первые успехи. Если будет интересно, расскажу еще. А сейчас хочу поблагодарить всех, за интересную студенческую жизнь.
Хочу сказать отдельное спасибо тем ребятам, которые сейчас играют в театре. Вам, вероятно, сложнее. При этом, уверен, вам, так же как и нам, интересно. Удачных Вам сезонов!
Валерий Лелека
17.11.14.